12.02
Литература
10-б
Тема: Мастерство Ф. М. Достоевского в романе «Преступление и наказание».
Полифонизм романа.
Здравствуйте,
ребята, запишите число и тему, читайте, конспектируйте, выполняйте задания, для
работы вам потребуется учебник(критические статьи) и интернетресурсы
- Вот и изучен роман, закрыта последняя
страница, а вопросы остались. Их даже стало еще больше. Что это за феномен,
этот роман? Разве такое может быть?
Теперь, уже листая страницы не произведения, а разных
исследований по творчеству Достоевского, понимаешь, что особый дух романа
создает… его автор (феномен романа – в его авторе).
- исходя из полной формулировки темы, учитывая смыслы
каждой фразы, определяем проблемы, которые нужно обсудить на уроке.
1. Что такое
«Полифонизм романа»?
2. Что определяет мастерство Ф. М.
Достоевского в романе «Преступление и наказание». В чем «тайна автора»?
- Полифонизм – это термин музыкальный. Кто знаком с этим термином и кто знает его
дефиницию?
-
Многоголосие. Многозвучие.
- Да, верно.
Вы должны знать, что в Полифонии, в отличие от гармонии, нет
деления на мелодию и аккомпанемент, все голоса или музыкальные
инструменты равноправно ведут
свои партии.
Предлагаю
послушать отрывок из фуги Баха, чтобы вы понимали, что такое многоголосие. И
попробуйте посчитать, сколько звучит
партий?
Краткая справка:
Полифоническая музыка наивысшего
расцвета достигла в творчестве Генделя и Баха в XVII—XVIII веках , в основном, в форме фуг. В 20 веке
имитационная полифония,
ориентирующаяся на Баха и Генделя, часто использовалась композиторами Хиндемитом, Шостаковичем, Стравинским и др.
А теперь по термин. В русском языке
XIX — начала XX в. наряду с
термином «полифония» стал использоваться термин «полифонизм».
Полифонизм романа.
А теперь
скажите, кто применил этот термин относительно романа ФМ. Достоевского?
- Михаил
Михайлович БАХТИН в статье «Проблемы поэтики Достоевского».
- Правильно. В литературоведении XX в. М. М. Бахтин и его последователи слово «полифонизм»
стали употреблять в смысле разноголосицы, одновременного «звучания» авторского «голоса» и «голосов» литературных
героев. В романах «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», как раз речь идет о «полифонизме».
- Итак, переходим к статье и выясним значение этого литературоведческого термина. Найдите в
статье М. Бахтина место, где сказано о полифоническом романе, называйте
страницы.
«Достоевский — творец
полифонического романа. Он создал существенно новый романный жанр. Поэтому-то его
творчество не укладывается ни в
какие рамки, не подчиняется ни одной из
тех историко-литературных схем, какие мы
привыкли прилагать к явлениям европейского романа» (стр…)
- А в чем особенность европейского романа?
(Европейский
роман – это роман монологический. Монологический роман - это роман, в котором герои (они могут быть даже
очень разными и разделять разные убеждения) на самом деле подчинены авторской
воле.)
- Озвучьте, какая задача стояла перед Ф.Достоевским,
когда он создавал роман нового типа, прочитаем на стр… со слов: «…заданием построить…»
(А что
такое «полифонический мир?
Полифонический мир – это такой мир, в котором отношение
Достоевского к этому новому миру меняется как к миру полноправных
субъектов, а не объектов
- А
теперь найдите разъяснение М. Бахтина о
полифонии в творчестве Ф. Достоевского, прочитайте и объясните его (стр…):
«Множественность самостоятельных и неслиянных голосов и сознаний,
подлинная полифония полноценных голосов действительно является основною
особенностью романов Достоевского».
«Полифония неслиянных голосов»… речь идет, почеркивает М.Бахтин, не об одном сознании, одной исповеди, одном
голосе, а о «полифонии неслиянных голосов»,
то есть о сосуществовании и
взаимодействии разных
сознаний-голосов между разными
социальными мирами».
— Раскрывая
понятие полифонии, прокомментируйте, что Бахтин говорит о героях (стр…)
«Главные герои
Достоевского действительно в самом творческом замысле художника не только
объекты авторского слова, но и субъекты собственного, непосредственно значащего
слова» (стр…)
В
его произведениях появляется герой,
голос которого построен так, как строится голос самого автора в романе обычного
типа. Слово героя о себе самом и о мире так же полновесно, как обычное
авторское слово.
Ему принадлежит исключительная
самостоятельность в структуре произведения, оно звучит как бы рядом с авторским
словом и особым образом сочетается с ним и с полноценными же голосами других
героев (стр…)
- На стр… есть
рассуждение Бахтина об идеологических двойниках. О чем идет речь? Назовите
двойников Раскольникова, Сонечки.
Формулируем выводы из всего
сказанного:
1.Полифонический роман — это новый жанр романа, где герои самостоятельны и являются не
только «объектом авторского слова», но и «субъектом собственного значащего
слова». Каждый герой имеет свой голос, не
сливающийся с другими.
2. М. М. Бахтин применил термин «Полифонизм» прежде всего к
творчеству Ф.М. Достоевского. Под
полифоническим романом Бахтин понимал тот факт, что, в отличие от других
писателей, Ф.М. Достоевский в своих
главных произведениях "ведет"
все голоса персонажей как самостоятельные партии. При этом голос автора романа не имеет никаких
преимуществ перед голосами персонажей.
3. В полифоническом романе каждый из героев наделен собственным
голосом, "знанием о мире", которое может не совпадать с авторским,
при этом "индивидуальность" правды героя полностью сохраняется.
4. Другая особенность полифонического
романа заключается
в том, что герои, обрастая чужими голосами, приобретают идеологических
двойников. Так, двойниками Раскольникова в романе "Преступление и
наказание" являются Свидригайлов и Лужин.
- Итак, роман «Преступление и наказание» - многоголосный.
О чем рассказывают герои романа? Чьи голоса мы слышим? Об этом пойдет сейчас
речь.
Я
предлагаю послушать голоса героев романа, чтобы не только это многоголосие услышать, но и попытаться раскрыть тайну автора…
1.«Когда уже некуда больше идти…» Голос-исповедь Семена Захаровича Мармеладова (читаем в романе отрывок)
Мы уж говорили о том, что в полифоническом
романе каждый из героев наделен собственным голосом, «своей жизненной правдой»,
и этот голос не зависит от авторского. Свою самостоятельную партию ведет и
Семен Захарович Мармеладов, спившийся отставной чиновник, титулярный
советник. Его голос в романе нельзя не
учитывать, не слышать. Пусть этот голос и оправдательный для него, но через
монологи мы слышим не только его личную трагедию, но и трагедию всех униженных и оскорбленных,
доведенных до отчаяния, а потому сломавших свою жизнь и жизнь собственных
детей. Этот отчаянный голос Мармеладова - один из тех, который подтверждает
бесчеловечную теорию Раскольникова. Но не все так однозначно.
Сначала давайте посмотрим отрывок.
Отрывок из фильма. Монолог Мармеладова.
После просмотра:
Как вы заметили, наверное, голос С.З. Мармеладова в этом
монологе скорбный и в то же время пафосный, когда он говорит о своей нищете,
дочери Сони, которая пошла на улицу из-за того, чтобы не погибли трое маленьких
детей Катерины Ивановны; его голос
усиливается, становится более трагичным, когда он взывает к Богу и говорит о жалости,
в которой нуждается всякий человек.
Его
чиновничья речь, такая странная, напыщенная,
дана для того, чтобы описать свою потрясающую историю грехопадения и страдания и…вызвать к себе
сострадание.
Монолог
Мармеладова – это, с одной стороны, его
оправдательный голос, а с другой- его личная правда и всех обездоленных людей правда.
Я думаю,
Мармеладов знает, что он не прав, что сам во многом виноват. Мы верим, что у
него, действительно, болит сердце за то, что он бездельничает, но побороть свой алкоголизм он не может, продолжает пропивать вещи жены, все также «тянет» деньги из своей дочери Сони.
При чтении романа мы вместе с героем попадаем на
грязные улицы Петербурга, на которых живут бедные люди, мы видим бесконечное
количество кабаков, полных грязи и зловония.
Именно в эти распивочные и кабаки несут украденные из семьи последние гроши,
вот здесь и пропадают такие люди, как
Мармеладов, бесконечно любящий жену и детей, упивающийся собственными страданиями. Перед нами, действительно, открывается горькая,
предельно обнаженная правда, которую Достоевский, как тонкий психолог,
мастерски использует для того, чтобы затронуть самые чувствительные струны
нашего сердца. И затрагивает.
- Конечно, затрагивает.
К вашему сведению: В. Г. Короленко (из "Записной тетради" 1889-1891 гг.)
"Читали
вы Достоевского? И поняли? Так как же вы
не видите, что исповедь
Мармеладова это именно такая вещь, после которой можно пойти и убить старуху. Когда совершаются такие вещи, когда
перед глазами происходит такая несправедливость - Раскольников думает: нет,
бог своими совершенными средствами делает не то, что нужно. Дай-ка я попробую
достигнуть справедливости своими, несовершенными..."
2.«Сонечка,
Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!..»
Трехголосие Сони слышится на протяжении всего
романа. Ее образ, на мой взгляд, один из важнейших в романе, потому что только она одна выбрала
для себя путь искупления греха. Она тоже «преступила», вернее «переступила»
через себя. И нет ей самой оправдания, даже тогда, когда она не для
собственного спасения на панель пошла, а
чтобы дети Катерины Ивановны, второй жены отца, с голоду не умерли. И
путь этот – путь страдания за грехи свои
и искупления через любовь к Богу и людям.
В ее трехголосной партии слышится голос от покорной,
задавленной жизнью девушки до решительной, способной защитить и разделить
участь другого человека, искупив с ним его грехи как свои. В этом и состоит
главная партия Сони в романе: Любить,
прощать, верить.
Первый голос Сонечки - тихий, покорный,
она - воплощение кротости и
страдания. Именно она беспрекословно
отдает себя в жертву ради спасения семьи: «Тихая такая,
кроткая, безответная, согласная, на все согласная».
Натуру Сони можно определить одним словом —
«любящая». Ее любовь всегда деятельная к ближнему, она способна разделять
чужую боль.
Дунечка в романе – это второй голос
Сони.
Ее жизненная
ситуация — тоже неразрешима: моральное
чувство — чувство любви и сострадания к ближним — выталкивает ее на нарушение морального закона, который непреложен,
свят для ее религиозно-нравственного сознания.
Гордая Дуня, сестра Раскольникова, вариант все той же
Сони: для собственного спасения, даже от смерти, себя не продаст, а за брата,
за мать продаст!
Третий голос
Сонечки – это сильный голос верующей девушки, которая надеется на Бога и в
справедливость его решения.
Она нашла свой путь в жизни. Это
путь покаяния и страдания. Этот путь к Богу и Человеку.
В невыразимо тяжелой сцене между
Раскольниковым и Соней, когда он пытается найти в ней союзницу по преступлению, пугает и провоцирует ее, слышится голос другой Сони,
негодующей и желающей защитить с Божьей помощью
маленькую сестру Полину от той
участи, которая выпала на ее долю.
" -- А копить нельзя? на черный день откладывать? -- спросил он вдруг,
останавливаясь перед ней.
-- Нет, -- прошептала Соня.
-- Разумеется, нет. А пробовали? -- прибавил он чуть не с
насмешкой.
-- Пробовала.
-- И сорвалось! Ну, да, разумеется! Что и спрашивать! И опять пошел по комнате.
Еще прошло с минуту.
-- Не каждый день получаете-то?
Соня больше прежнего смутилась, и краска ударила ей в лицо.
-- Нет, -- прошептала она с мучительным усилием.
-- С Полечкой (маленькая сестра ее), наверно, то же самое будет, -- сказал он
вдруг.
-- Нет! Нет! Не может быть, нет! -- как отчаянная, громко вскрикнула Соня, как
будто ее вдруг ножом ранили, -- Бог, Бог такого ужаса не допустит!..
-- Других допускает же!
-- Нет, нет! Ее Бог защитит, Бог!.. -- повторила она, не помня себя.
-- Да может, и Бога-то совсем нет, -- с каким-то злорадством
ответил Раскольников, засмеялся и посмотрел на нее. Лицо Сони вдруг страшно изменилось».
- Итак, из этой трехголосной партии
Сони в общем оркестре романа мы поняли, что Она нашла свой путь в жизни. Это путь любви к людям,
Покаяния и страдания. Этот путь к Богу и Человеку.
Многоголосие
Раскольникова
- Если снова
уподобить роман опере или симфонии, то интересно будет узнать, как будет исполнять ее дирижер?
или как
будет вестись «партия» Раскольникова?
Многоголосие Раскольникова в романе отражают не только его «двойники» -Свидригайлов и Лужин. В нем
самом звучат минимум два голоса, которые
заставляют его говорить и поступать странно, как-то болезненно, выдавая этим
истинную ранимую натуру с головой. Поэтому
с большим удовольствием «играет» с ним следователь Порфирий Петрович, давно уже
раскрывший и мотив преступления, и самого убийцу. Всякий раз следователь буквально «заставляет» Раскольникова совершать
ошибки, загоняя его тем самым в угол.
Свидригайлов
и Лужин – это двойники Раскольникова. Раскольников одинаково ненавидит и того и
другого, потому что они подлые дельцы, преступники по отношению к другим людям,
которых используют для достижения своих корыстных целей. При общении
Раскольникова с этими дельцами мы с ужасом понимаем, что они втроем «…Одного
поля ягоды..». Об этом говорит Свидригайлов и думает Раскольников: «Между нами есть какая-то точка общая, а?
Ну, не правду ли я сказал, что мы одного поля ягоды?»
Почему же
Раскольникова так тянет к Свидригайлову? Чем он его подкупил?
По мнению
Ю.Карякина, Свидригайлов - своего рода
черт Раскольникова
Мне кажется, что ему, Свидригайлову, удалось
«подслушать», «подглядеть» помыслы Раскольникова чуть ли не с первого мгновения
их встречи и даже раньше. Пятидесятилетний, кажущийся уверенным в себе
Свидригайлов буквально приворожил Раскольникова своей тайной - тайной сохранения «спокойной совести» в преступлении. Раскольников
так не смог. В конце романа мы узнаем, что Свидригайлов покончил
собой. Я думаю, это его нежелание жить
по-прежнему. Он двойник Раскольникова, потому что смог переступить через
кровь». Его жизнь, как говорят исследователи, это путь Раскольникова после
преступления, если бы он выдержал испытание совестью.
А
Лужин? И хотя Лужин маниакально служит «миллиону», а Раскольникову надо
лишь «мысль разрешить», но «мысль» эта и «миллион» покупаются, в сущности,
одной и той же ценой: платят за них одни и те же - «слабенькие».
А еще мне хочется сказать о Раскольникове, в
котором сочетаются, что само по себе
абсурдно, два противоположных характера, а значит - две противоположные цели. Читаем
в романе: «...уже в следующую минуту это становился
не тот человек, что был в предыдущую».
Есть сцена в романе, которая производит впечатление
своей какой-то безнадежностью. Эта сцена раскроет нам двойственность характера Раскольникова, когда
он встретил пьяную девочку на бульваре, за которой шел какой-то жирный франт. И
вот сначала он «крикнул, сжимая кулаки и
смеясь своими запенившимися от злобы губами», потом умоляет городового спасти девочку и сует ему последние двадцать копеек,
а еще через минуту «злобно говорит себе:
«Двадцать копеек мои унес. Ну пусть и с того тоже возьмет, да и отпустит с ним
девочку, тем и кончится. Чуть позже: «Да
пусть их переглотают друг друга живьем - мне-то чего?». Но через мгновение:
«Бедная девочка!» И снова мгновенное
превращение. Далеко не последнее. Перед
нами - два абсолютно разных человека, два противоположных характера, два
голоса, поочередно сменяющихся.
И еще
один момент. Уже другой Раскольников.
Мне
почему-то из всего романа нравится одна
сцена
После
убийства, на третий день, Родион выходит
на улицу, он прямо отправился на Сенную...»
Возле Сенной он долго слушает девушку, поющую под
шарманку...
Он и монету «ради Христа» не может взять теперь. Он и
права получить милостыню не чувствует теперь за собой.
А право - подать
милостыню?
Теперь, возле Сенной, он будто и хочет срастить
отрезанное.
Он долго
слушает девушку и - дает ей монету... дает милостыню!..
Шарманщик и
девушка поплелись дальше...
«- Любите вы
уличное пение? - обратился вдруг Раскольников к одному, уже немолодому
прохожему, стоявшему рядом с ним у шарманки и имевшему вид фланера. Тот дико
посмотрел и удивился. - Я люблю, - продолжал Раскольников, но с таким видом,
как будто вовсе не об уличном пении говорил, - я люблю, как поют под шарманку в
холодный, темный и сырой осенний вечер, непременно в сырой, когда у всех
прохожих бледно-зеленые и больные лица; или, еще лучше, когда снег мокрый
падает, совсем прямо, без ветру, знаете?
а сквозь него фонари с газом блистают...
- Не
знаю-с... Извините... - пробормотал господин, испуганный и вопросом и странным
видом Раскольникова, и перешел на другую сторону улицы».
Конечно,
вовсе не об уличном пении речь. Тут
мечта о братстве и вырвалась наконец - проговорилась. Тут мармеладовское «некуда идти!» звучит. Тут и собственно
достоевское: «Когда же пресечется рознь, и соберется ли когда человек вместе, и
что мешает тому?» . Тут и из судьбы его личной - Достоевского, - наверное,
что-то откликнулось.
И тут
извечная реакция наша - на человеческий порыв, на искренний голос другого:
дикое удивление и страшный испуг...
«Любите вы уличное пение?..»
Какой ребенок таится в человеке. Какого ребенка он убивает в себе.
И вот-вот струна опять порвется и Раскольников, словно проснувшись в
страшную явь, закричит: «Только бы жить, жить и жить! Как бы ни жить, - только
жить!.. Экая правда! Господи, какая правда! Подлец человек! И подлец тот, кто
его за это подлецом называет!..»
За всем этим- непостижимая глубина
проникновения в душу человеческую.
И непостижимое мастерство,
приоткрывающее нам эту глубину. Великий Достоевский. Мастер.
«Любите вы
уличное пение?.. Я люблю...»
- Я хочу задать вопрос: Между
Раскольниковым, Лужиным и Свидригайловым, ненавидящими, боящимися и
презирающими друг друга, - действительно есть «общая точка». Это - «возлюби прежде всего одного себя».
Это - «я и сам хочу жить, а то лучше уж
и не жить». Это - «все позволено».
Это - «арифметика», «кровь по совести»,
«приглашение к убийству
Мастерство Ф. М. Достоевского в романе «Преступление и
наказание».
В заключение
урока ответим на второй проблемный вопрос: «В чем мастерство Ф. Достоевского?»:
1.Ф.М.Достоевский создал роман нового типа, который не
оставил равнодушными писателей и читателей мировой литературы. У Бахтина
читаем: стр…
2. Ф.Достоевский
совершил революцию в рамках русской литературы и стал создателем, по сути,
нового жанра психологического философского романа.
3. Ф.
Достоевский создал в романе особый мир.
Он разрушил рамки реального и нереального, внутреннего и внешнего. Когда
читаешь роман, то погружаешься в реальность
бредовых образов Раскольникова, в его
кошмары и бред, ставшие, кстати,
для него явью. Это, безусловно, мастерство писателя.
4. Ф.Достоевский - мастер
психологического анализа. Сумел проникнуть в тайны человеческой души и
внутреннего состояния героя в момент его кризиса, срыва, надлома или душевных
переживаний и т.д.
5. Ф.Достоевский создал уникальные по глубине и психологической точности образы персонажей.
Например, Свидригайлов - один из самых
любимых типов Достоевского; это ходячий
психический калейдоскоп, в котором неожиданные и противоречивые черты характера
выскакивают совсем готовыми на глаза читателя <... > такое хаотическое сочетание возвышенного добра с
гнуснейшею преступностью ..." В "Преступлении и
наказании" вообще есть много самобытных и выразительных типов. Чета
Мармеладовых, Порфирий
Петрович, Свидригайлов
- всё это отличается оригинальностью и силою замысла,
6. Можно
процитировать И. Ф. Анненского. В своей статье "Искусство
мысли", 1909 г., он написал: (Инноке́нтий Фёдорович
А́нненский — русский поэт, драматург, переводчик, критик, исследователь
литературы и языка, директор мужской Царскосельской гимназии)
«…широко
и ярко нет-нет да и развернется мысль в "Преступлении и наказании". А
потом: читайте "Карамазовых"
- и самого Достоевского вы увидите разве мельком..., то есть увлечься
чтением можно так, что и про автора не
вспомнишь, да и в романе не увидишь. Роман «Братья Карамазовы», кстати,
тоже полифонический.
7. По словам словам В. В. Розанова, потому что они тоже о мастерстве писателя
("О Достоевском", 1893 г.)
«... Общий дух романа,
неуловимый, неопределимый, еще гораздо замечательнее всех отдельных
поразительных его эпизодов: как - это тайна автора, - но он действительно
подносит нам и дает ощутить преступность всеми внутренними фибрами нашего
существа...»
8. Достоевский считал, что в душе человеческой есть такие
сокровенные тайны, которые не
поддаются словесному описанию, и поэтому писатель никогда не
дает полный и ясный анализ поступкам и действиям героям. Наоборот, он всегда оставляет за читателем возможность самостоятельно додумать
или представить моменты, недосказанные самим автором.
9.Это лучший
роман. Думаю, что если он интересен поколению 21 века, и о романе до сих пор
спорят, хотят экранизировать, играть, читать, то это настоящий шедевр. А
Достоевский - Мастер.
Комментарии
Отправить комментарий