22.01
Литература 10-б
Тема. Роман
«Преступление и наказание». История
создания. Образ Петербурга.
Ф.М.Достоевский считал Петербург «самым отвлеченным и умышленным городом на
всем земном шаре». Построенный по приказу Петра I на болотах, он казался писателю мрачным
и таинственным. Именно в таком фантастическом месте, по его мнению, могла
зародиться «безобразная мечта» нищего студента.
История
создания романа.
В 1865
году Ф.М.Достоевский сообщил редактору «Русского вестника» М.Н.Каткову план
повести, в котором угадывается сюжет «Преступления и наказания»: «Молодой человек, исключенный из студентов
университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по
легкомыслию, по шаткости в понятиях, поддавшись некоторым странным
«недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из
скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную
советницу, дающую деньги на проценты…». Постепенно повесть разрастается в
объеме (писатель использует материалы задуманного раньше романа «Пьяненькие») и
меняется по форме: от «исповеди» к повествованию от третьего лица.
Окончательную редакцию «Преступления и наказания» Ф.М.Достоевский создает в
1866 году одновременно с печатанием в «Русском вестнике» готовых глав.
«Все сердце мое с кровью положится в этот роман, - писал Достоевский брату. - Я задумал его в каторге, лежа
на нарах, в тяжелую минуту грусти...»
Вот как писатель излагал замысел романа:
«Действие современное, в нынешнем, году. Молодой человек... живущий в
крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях, поддавшись некоторым,
странным "недоконченным" идеям., которые носятся в воздухе, решился
разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху,
титулярную советницу, дающую деньги на проценты. Старуха глупа, глуха, больна,
жадна... зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую
сестру. «Она никуда не годна», Для чего она живет?», «Полезна ли она хоть
кому-нибудь?» и т.д. Эти вопросы сбивают с толку молодого человека».
Составление
схемы
Задумал на каторге
«Я задумал его на каторге, лежа на
нарах, в тяжелую минуту грусти...» «В декабре начну роман |
Начал в Висбадене
«Сижу в отеле, кругом должен, денег ни
гроша...» «Все сердце мое с кровью положится в этот роман»
Идея романа: «Это психологический
отчет одного преступления» |
1866 г. Закончил в Петербурге
«Я убежден, что сюжет мой
отчасти оправдывает современность»
Конфликт романа: 1. Почему убил? 2. Какие идеи привели к
убийству? 3. Виноват ли преступник? |
Вывод: «Романы Достоевского представляют собой самое страшное обвинение,
брошенное в лицо буржуазному обществу: истинный убийца, губитель человеческих
душ - это ты».
(Роза
Люксембург)
Последовательность работы:
9 октября 1859 г. Задумал на каторге. «Преступление и наказание»,
первоначально представлявшееся автору в форме исповеди, вытекает из духовного
опыта каторги. Именно там писатель впервые столкнулся с «сильными личностями»,
стоящими вне морального закона. 9 октября 1859 года Достоевский писал брату: «В
декабре я начну роман... Я задумал его на каторге, лежа на нарах, в тяжелую
минуту грусти и саморазложения»...
Июль 1865 г. Начат в
Висбадене. «Вынашивание» замысла продолжалось шесть лет. В конце июля 1865
года Достоевский выехал за границу. Денежная драма, начавшаяся в России,
приняла катастрофические размеры. Жизненные тупики, которые возникали на пути
героев будущего романа, стали страшной реальностью для самого писателя. В
маленькой комнате, без денег, без еды и без света, «в самом тягостном
положении» и «в совершенном отчаянии» Достоевский приступил к работе над своим
совершеннейшим созданием - романом «Преступление и наказание». Великий романист
писал друзьям отчаянные письма: «Сижу в отеле, кругом, должен, денег ни
гроша... Все сердце мое с кровью положится в этот роман». Идею романа
Достоевский излагает в письме к издателю М.Н.Каткову: «Это - психологический
отчет одного преступления».
1866 год.
Закончен в Петербурге. В Петербурге
Достоевский продолжает усиленно работать, опираясь на свои наблюдения
нравственных последствий повсеместного обнищания, роста преступности и
народного пьянства, разгула капиталистического хищничества.
«Одним словом, я убежден, что сюжет мой
отчасти оправдывает современность», - писал
Достоевский.
Конфликт романа составляет психологическая тайна: Почему убил? Какие
идеи привели к убийству? Виноват ли преступник?
Петербург Достоевского.
«Преступление
и наказание» иногда называют «петербургским романом». Достоевский, как и герой романа, любил этот
город горькой и мучительной любовью и по-своему воспринимал его. Существует
выражение «Петербург Достоевского». Это мрачный, больной, сырой и все-таки
прекрасный город.
Безотраден, сумрачен городской пейзаж в романе, хотя время действия —
лето и погода стоит жаркая. Глазами голодного бедняка мы смотрим на летний
Петербург.
Картины природы или описания великолепных видов столицы встречаются в
романе лишь как контраст к такому безотрадному изображению. Голодный юноша
чувствует себя отверженным среди богатых особняков, разряженных женщин.
Топография
Ф.М.Достоевский точно воссоздает топографию тех мест, где происходят
события романа. Это прежде всего Сенная площадь и «все близлежащие переулки».
Можно также узнать «адреса» Раскольникова, старухи-процентщицы, Сони
Мармеладовой и Порфирия Петровича.
В романе
упоминаются набережные и каналы, улицы и переулки, многоэтажные дома и
дворы-колодцы, трактиры, распивочные, «известные заведения» - никаких
художественных описаний и красот природы. Лишь однажды возникает картина
парадного Петербурга, когда Раскольников смотрит с Николаевского моста на
Исаакиевский собор и Зимний дворец: «Необъяснимым
холодом веяло на него от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна
была для него эта пышная картина…»
Действие романа происходит большей частью на улице. Где-то в переулке
Сенной щегольская коляска раздавила несчастного Мармеладова, а на другой день
его чахоточная и полубезумная вдова на улице истекает кровью; на улице
застрелился Свидригайлов; на Сенной площади Раскольников пытается всенародно
принести покаяние. Эти уличные сцены, нарисованные крупным планом, дополняются
мимолетными эпизодами.
Подобных картин много в романе. Они создают фон, на котором
развертывается не менее трагическая жизнь Мармеладова, Сонечки,
Раскольникова...
Дома
Покидая шумные, грязные улицы, писатель ведет нас в дома, где живут его герои.
Обычно это - доходные дома, столь типичные для капиталистического Петербурга.
Мы входим в «грязные и вонючие» дворы, поднимаемся по темным лестницам. Вот
одна из них - «узенькая, крутая и вся в
помоях. Все кухни всех квартир во всех четырех этажах отворялись на эту
лестницу и стояли так почти целый день. Оттого была страшная духота».
Квартиры
и комнаты, в которых живут герои романа, поражают нищетой и уродством.
«Каморка» Раскольникова приходится «под
самою кровлей высокого пятиэтажного дома» и походит «более на шкаф, чем на квартиру».
Мармеладов живет в проходной комнате, в которой находятся «всего только
два стула и клеёнчатый очень ободранный диван» да «кухонный сосновый стол,
некрашеный и ничем не покрытый».
Комната
Сони Мармеладовой походит «как будто на сарай» и имеет вид «весьма
неправильного четырехугольника»; её обстановка – это кровать, стол, три стула и
комод. Ещё менее привлекательно выглядят распивочные и трактиры, куда заходят
иногда герои романа: темные, грязные углы, липкие столики, духота и вонь.
Жители
Жители
Петербурга, помимо главных героев романа, относятся преимущественно к низшему
классу: портные, кухарки, «девицы, живущие от себя», дворники,
«чухонцы-разносчики», прачки, «полуразвалившиеся извозчики» и просто нищие.
Встречи с некоторыми из них становятся для Раскольникова знаковыми. Ещё до
совершения преступления он видит на улице пьяную девочку, видимо, «обманутую в
первый раз», за которой следит «толстый господин», намереваясь воспользоваться
случаем. Раскольников думает в это время о несчастной судьбе своей сестры и
пытается помочь девочке. Позднее он становится свидетелем самоубийства молодой
женщины, которая бросается с моста в воду. Её спасают, но Раскольникову
становится не по себе – ведь он сам только что думал об этом.
Цвет
Чаще
всего в романе фигурирует желтый цвет: обои в комнате Раскольникова, мебель в
квартире старухи-процентщицы, «билет» Сони Мармеладовой, вода в стакане у
Никодима Фомича, лицо женщины-утопленницы. Этот «сумасшедший» цвет невольно
ассоциируется с состоянием главного героя, у которого все происходящее вокруг
вызывает «желчь и конвульсии».
Заключение.
В романе изображены два мира. Лишь единственный раз обратит внимание
писатель на «город пышный», но объектом его исследования становится город
«бедный», Петербург с его распивочными заведениями, Сенной площадью, улицами,
перенаселенными домами.
-
Какими красками нарисован город, ведь события происходят в жаркие
июньские дни?
Преобладание серого цвета, пыли, отсутствие
солнца
-
В какой форме передается мысль об унижении и бесправии
петербургского люда, ведь непосредственно картины эксплуатации не показаны в
романе?
Страдания женщин и детей, история жизни
Мармеладова. Используя различные художественные приемы (прямые описания,
внесюжетные персонажи, портрет, фамилию, цветовую палитру), автор показывает
бесправие «маленького человека» в буржуазном городе, человека, которому некуда
идти.
-
Почему такое внимание уделено описанию нищеты в Петербурге?
-
Как влияет окружающая среда на главного героя?
-
Есть ли куда пойти Родиону Раскольникову?
-
Какую роль в раскрытии темы бесправия человека выполняет сон
Раскольникова?
Сон
Раскольникова навеян некрасовскими стихами - циклом «О погоде», отрывок «До
сумерек».
Петербург
в «Преступлении и наказании» - это не только фон романа, но и его «душа». Не
случайно Ф.М.Достоевский старается как можно более подробно описать время и
место происходящих событий: «В начале
июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из
своей каморки, которую он нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и
медленно, как бы в нерешимости, шел к К-му мосту».
В романе
упоминаются набережные, каналы, мосты, улицы, переулки, многоэтажные дома,
трактиры, распивочные. Несмотря на скученность и тесноту, люди в этом городе
разобщены: каждый живет наедине со своими проблемами. Уличная грязь, квартирная
духота, человеческая злоба и нищета окружают Раскольникова, мутят его сознание
и угнетают ум.
Домашнее задание.
Образ Раскольникова. Понятие «маленький
человек».
Комментарии
Отправить комментарий