9.11
Русский язык 10-Б
Тема:
Основные нормы современного ударения и произношения в русском языке
Здравствуйте,
ребята, записывайте число и тему урока,
читаем конспект, выписываем определения затем выполняйте задания
- Издавна поэты и ученые пытались уловить связь между
звучанием слова и его смыслом.
Много интересных наблюдений о связи звука и смысла найдём в
статьях К. Бальмонта. Характеризуя каждый звук речи, К. Бальмонт пытается
даже наделить его смысловой нагрузкой, закрепить за ним определенные образы. «О
— звук восторга,— пишет он,— торжествующее пространство есть О: —Поле,
Море, Простор. Все огромное определяется через О, хотя
бы и темное: стон, горе, гроб, похороны, сон, полночь. Большое,
как долы и горы, остров, озеро, облако. Долгое,
как скорбная доля. Огромное, как Солнце, как Море. Грозное,
как осыпь, оползень, гром... Запоет, заноет, как колокол...Высокий
-В чём особенности русского ударения? Стр. 49
читаем, делаем схему.
(Русское ударение свободное, подвижное, неподвижное.
Логическое ударение.)
Трудно переоценить роль литературного произношения — одного
из важных показателей общего культурного уровня современного человека.
Правильное произношение слова имеет не меньшее значение, чем верное написание.
(К. С. Горбачевич.)
— В чём основная мысль данного высказывания? Почему автор
придаёт особое значение правильному произношению? — Обоснуйте постановку знаков
препинания в данном тексте. Записать основную мысль.
— Какая наука изучает нормы произношения слов? (орфоэпия)
- К какому словарю можно обратиться в случае затруднения,
связанного с произношением слова?
2.Орфоэпическая разминка (пользуясь
орфоэпическим словарем расствьте ударения)
. Некролог, жалюзи, столяр, обеспечение, ходатайство,
квартал, вероисповедание, туфля, цепочка, баловать, астролог, свекла, договор,
ракушка, красивее, кухонный, он звонит, августовский, эксперт, сироты.
3.Теория
-Существуют нормы произношения гласных и согласных
звуков (лист). Их много, но многие вам уже и известны. Будем работать с ними
постоянно. Посмотрите, найдите те, которые вам знакомы.
Выполните задания:
Вставьте пропущенные буквы, прочитайте
правильно: Взаимооценивание Свит..р, спринт..р, компьют..р,
инт..рьер, инт..рвью, аст..роид, т..нд..нция, к..за, жизн..обеспечение,
про..ьба, праз..ник, мя..че, лё..кий, де..ский, яи..ница, коне..но, ду..,
гря..ка, Ильини..на, шин..ль.
2) В русском языке достаточно красок,
чтобы изобразить любую картину; его огромный
словарный запас позволяет передать сложную мысль.
Нам остается только сохранить это богатство,
научиться пользоваться им.
Основными достоинствами
стилистически грамотной, совершенной устной и письменной
литературной речи являются:
- правильность: соблюдение
норм литературного языка;
- чистота:
- богатство и разнообразие:
-точность:
- логичность:
-выразительность, образность, яркость:
- ясность, понятность, доступность:
Особое место занимает благозвучие. Речь
может быть формально правильной, но этого мало - важна красота звучания.
Каждый из нас, читая строки из какого-либо произведения, порой ловит себя на
мысли, что автор необычайно образно и ярко сумел передать свои чувства. А
помогают ему в этом приемы усиления фонетической стороны выразительности
речи. К примеру, некоторые стихотворения поражают своей эмоциональностью,
экспрессией, четкостью, торжественностью, другие будто льются волшебным
потоком, переливающимся всеми звуками, которые придают строкам нежность,
певучесть, красоту. И перед глазами сразу возникают удивительные картины. Настроение
меняется, звуки завораживают, и хочется читать дальше и дальше... Но иногда
определенные строки произведения, газеты или же журнала наводят нас на мысль:
тут что-то не так…Звуки порой создают весьма неблагозвучное сочетание, что
может испортить впечатление. Написанное должно быть удобочитаемо и
удобопроизносимо. Также и речь определенного оратора иногда вовсе не
ласкает слух, а, напротив, отбивает всякий интерес слушать дальше.
Фоностилистические ошибки менее заметны, чем орфографические, но не менее значимы.
Искусству благозвучия, как и
любому другому, необходимо учиться. А
для этого нам следует обратиться к тайнам звукописи…
1. Что создает красоту
звучания речи.
. Аристотель утверждал: « написанное
должно легко произноситься».
Благозвучие - сочетание звуков,
удобное для произношения и приятное для слуха. Все,
что выходит за рамки благозвучия, производит
впечатление какофонии (греч. какофония — дурное звучание).
…Смысл слова – ещё не всё слово. Слово имеет
звучание. Звучание есть второе (не) от..емл..мое свойство слова. Звучание
каждого отдельно взятого слова не имеет художествен(?)ого зн..чения.
Художествен(?)ое звучание возн..кает лиш(?) в соч..таниях слов. Соч..тания
трудно произносимых слов трутся друг о друга толкаются и наступают на ноги –
мало пр..годны для поэзии. Слова должны обн..мать и ласкать друг друга
образов..вать живые г..рлянды и хороводы они должны петь трубить и плакать они
должны перекл..кат(?)ся друг с другом словно влюблён(?)ые в лесу, подмиг..вать
друг другу под..вать тайные знаки назначать св..дания и дуэли. Не знаю, можно
ли научит(?)ся такому соч..танию слов. Обычно у поэта они получают(?)ся сами
собой и поэт нач..нает замечать их лиш(?) после того как стихотворение
написан(?)о.
(Н.А.
Заболоцкий)
Одним из художественных приемов, делающих текст
образным и выразительным, является звукопись, она достигается:
Повторение одинаковых или сходных согласных звуков называется
аллитерацией (от латинского at — «к, при, со»; littera — «буква»).
Семь холмов — как семь колоколов, На семи
колоколах — колокольни. Всем счетом: сорок сороков. — Колокольное семихолмие!
(М. Цветаева)
Во всем четверостишии ритмично повторяются «л», ♦м», «н», напоминая звук колоколов, таким образом, возникает звуковой образ.
Повторение одинаковых гласных звуков
называется ассонансом (от французского assonanse — созвучие):
Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного
счастья, Россия вспрянет ото сна. И на обломках самовластья Напишут наши имена.
(А. Пушкин)
В данной строфе повторяются как согласные «л», «м»,
«н», так и гласные «о», «а», олицетворяющие волю, свободу.
Смысл стихотворения зависит не только от значения
слов, но и от звукового лада — звучания стихотворения. Звучание слова участвует
в создании поэтического образа:
И эль, и ю, и бэ,
и эль, и ю.
И ель у дюн, и белый день в июнь.
(С. Кирсанов)
Разрозненные буквы образуют вместе взятые слово
«люблю», именно это поэт хочет сказать всему окружающему.
Изобразительным средством фонетики является и
повтор звуков или слов в начале смежных строф, этот художественный прием называется анафора (греческое
ana — «вновь» и phoros — «несущий»):
Я изучил их песнь, я понимал их страсти, Я сам
изнемогал от счастья бытия.
(Н. Заболоцкий)
На эффекте фонетического повтора строятся многие
поэтические произведения.
Так, существуют тавтограммы (от
греческого tautos — «тот же самый», gramma — «письмо, запись») — стихи, в
которых все слова начинаются с одной и той же буквы:
Мой милый маг, моя Мария, Мечтам мерцающий маяк,
Мятежны марева морские, Мой милый маг, моя Мария, Молчаньем манит мутный
мрак...
(В. Брюсов)
Среди изобразительных средств фонетики следует отметить
и паронимы — слова с различным написанием и сходным звучанием,
они зачастую являются основой рифмы: рассвет — расцвет, весело (наречие) —
весило (глагол).
Что касается звукоподражательных слов, то
тут все понятно. Конечно, звуковое оформление их не случайно, оно имеет
определенный смысл. Слово гром и звуками своими «гремит», так же
как шелест«шелестит», писк «пищит», а хрип «хрипит».
Здесь сама звуковая форма слова подсказывает его содержание, хотя и в самых
общих чертах.
Следует отметить, что все изобразительные
фонетические средства не существуют сами по себе, они помогают раскрыть
богатство и выразительность русского языка.
1. Речь становится неблагозвучной в тех случаях,
когда рядом оказываются одинаковые или похожие
слоги: в бреду думала; эй, братишка, дай добраться;
свыше полутораста стычек.
2. «Немузыкальная история» получается, например,
при чтении рассказа одного из современных писателей: Какая река
так широка, как Ока?..
Повторение одинаковых слогов,
тем более столь рискованное, конечно, не украшает речь
и нередко затрудняет произношение.
Первая причина нарушения благозвучия – скопление
согласных звуков. (найти).
Второй причиной, нарушающей благозвучие речи,
является скопление гласных звуков. Письмо у Оли и Игоря;
1. Третьей причиной нарушения благозвучия считается
повторение одинаковых сочетаний звуков или одинаковых слов: ...Они производят
крушение отношений (Н. Воронов).
Творческая
работа.(Д\З)
- Напишите сочинение-миниатюру на одну из
предложенных тем. Используйте в своем тексте слова, звуковой состав которых
поможет созданию главного образа вашего сочинения.
1) Мелодия дождя. 2) Под вой метели. 3) Под стук
вагонных колес. 4) Звонкая песня весенней капели. 5) Свой вариант.
Комментарии
Отправить комментарий