12.11                              Русский язык             10-Б

Тема: Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципу орфографии

Здравствуйте, ребята, записываем число, классная работа, тему, читаем теорию, составляем конспект

 Основные принципы русской орфографии.

1. Морфологический принцип (сообщение ученика).

Сущность морфологического принципа в том, что общие для родственных слов значимые части (морфемы) сохраняют на письме единое начертание, хотя в произношении различаются.

Морфологический принцип применяется при написании корней (ход - ходок – ходовой), суффиксов (дубовый, липовый), окончаний (на реке - на речке).

Морфологическим также является принцип графически единообразного написания слов, относящихся к некоторым грамматическим категориям (инфинитив, существительное 3-го склонения, глаголы в повелительном наклонении).

Практическая работа. Задание: объяснить орфограммы.

мыш…

(мышь – сущ., 3 скл.)

на дорог…

(на дороге – сущ., 1 скл., П.п.)

отмер…

(отмерь – гл., повелительное наклонение)

о площад…

(о площади сущ., 3 скл., П.п.)

береч…

(беречь – инфинитив)

об экскурсии…

(об экскурсии – 1 скл., сущ.,на –ия)

пол…скать ребенка

(поласкать – лaска)

про…ба

(просьба – просить)

2. Фонетический принцип.

Помимо морфологического принципа, который является основным, применяются также фонетические написания, т.е. написания, соответствующие произношению. Наиболее ярким примером таких написаний служит написание приставок на –з, -с., раз-, рас-, вместо начального и после приставок, оканчивающихся на твердый согласный.

Практическая часть. Задание: объяснить орфограммы.

ра…колоть

(расколоть)

бе…душный

(бездушный)

без…дейный

(безыдейный: идея)

р…спись

( рoспись)

р…збить

(разбить)

от…скать

(отыскать: ищет)

чре…мерный

(чрезмерный)

3. Традиционный и дифференцирующий принципы (сообщение ученика).

К дифференцирующим относятся написания, служащие для различения на письме омофонов (поджог – сущ., поджёг – гл., бал – балл, компания – кампания, Орел – орел). Существуют еще традиционные написания , например написание жи – ши (в древне – русском языке [ж], [ш] были мягкими, написание и после них было закономерным.

 Домашнее задание.

1. Теоретический материал урока выучить.

2.  Записать лексическое значение слов “блокада”, “баллистическая ракета”.

3. Повторить правописание “не” с различными частями речи.

 



 

 

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога