12.11 Русский язык 10-Б
Тема:
Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному
принципу орфографии
Здравствуйте,
ребята, записываем число, классная работа, тему, читаем теорию, составляем конспект
Основные принципы русской орфографии.
1.
Морфологический принцип (сообщение ученика).
Сущность
морфологического принципа в том, что общие для родственных слов значимые части
(морфемы) сохраняют на письме единое начертание, хотя в произношении различаются.
Морфологический
принцип применяется при написании корней (ход - ходок – ходовой), суффиксов
(дубовый, липовый), окончаний (на реке - на речке).
Морфологическим
также является принцип графически единообразного написания слов, относящихся к
некоторым грамматическим категориям (инфинитив, существительное 3-го склонения,
глаголы в повелительном наклонении).
Практическая работа. Задание:
объяснить орфограммы.
мыш… |
(мышь – сущ., 3 скл.) |
на дорог… |
(на дороге – сущ., 1 скл., П.п.) |
отмер… |
(отмерь – гл., повелительное
наклонение) |
о площад… |
(о площади сущ., 3 скл., П.п.) |
береч… |
(беречь – инфинитив) |
об экскурсии… |
(об экскурсии – 1 скл., сущ.,на
–ия) |
пол…скать ребенка |
(поласкать – лaска) |
про…ба |
(просьба – просить) |
2. Фонетический
принцип.
Помимо
морфологического принципа, который является основным, применяются также
фонетические написания, т.е. написания, соответствующие произношению. Наиболее
ярким примером таких написаний служит написание приставок на –з, -с., раз-,
рас-, вместо начального и после приставок, оканчивающихся на твердый согласный.
Практическая часть. Задание:
объяснить орфограммы.
ра…колоть |
(расколоть) |
бе…душный |
(бездушный) |
без…дейный |
(безыдейный: идея) |
р…спись |
( рoспись) |
р…збить |
(разбить) |
от…скать |
(отыскать: ищет) |
чре…мерный |
(чрезмерный) |
3.
Традиционный и дифференцирующий принципы (сообщение ученика).
К
дифференцирующим относятся написания, служащие для различения на письме
омофонов (поджог – сущ., поджёг – гл., бал – балл, компания – кампания, Орел –
орел). Существуют еще традиционные написания , например написание жи – ши (в
древне – русском языке [ж], [ш] были мягкими, написание и после них было
закономерным.
Домашнее задание.
1.
Теоретический материал урока выучить.
2. Записать лексическое значение слов “блокада”,
“баллистическая ракета”.
3.
Повторить правописание “не” с различными частями речи.
Комментарии
Отправить комментарий