10.11 Русский язык 6-А 1-й урок
Тема:
Повторение изученного в 5 классе по теме
«Морфемика»
Здравствуйте,
ребята, записываем число, классная работа, тема урока (слово «тема» не пишем),
читаем конспект, заисываем определения
Сегодня
мы вспомним ответы на такие вопросы:
·
Что мы знаем о морфемике и морфемах?
·
Какими бывают морфемы?
·
Что нужно знать о каждой морфеме?
В
детстве нас очень интересует вопрос: как это устроено? Из чего состоит кукла?
Почему игрушечная машинка ездит? Где у кошки спрятаны когти?
Повзрослев, мы начинаем присматриваться к
словам, которые нас окружают. И задаём себе тот же вопрос: как устроены
эти слова? Каким образом и из каких частей они составляются?
И тут нам помогут воспоминания о детстве. Помните, в
детстве мы разбирали игрушки на части? Каждая из этих частей была важной:
выкинешь одну – и игрушку уже не собрать в том же виде. Каждая часть имела
какой-то смысл.
И
в слове тоже можно выделить части, каждая из которых имеет смысл.
Посмотрим, например, на слово переносица.
В
слове должна быть какая-то главная часть, в которой смысла больше, чем в
остальных.
Вот
она – корень -нос. Сразу же понятно, что это слово обозначает что-то близкое к
носу.
Но
и остальные части имеют значение. Вот приставка пере-. Она указывает, что
переносица находится между лбом и носом. Суффикс -иц- указывает на женский род
существительного. А окончание -а обозначает, что слово стоит в именительном
падеже, единственном числе женского рода.
Части слова, которые мы выделили, – это морфемы.
Морфема – это минимальная значимая часть слова. Части
слова изучает такой раздел науки о языке, как морфемика.
Мы
уже назвали морфемы – это корень, приставка, суффикс и окончание.
И
у каждой морфемы есть своё значение.
Особенно много этого значения у корня,
который является главной частью слова. Без корня значение слова
будет попросту невозможно понять.
Вот
слово, в котором пропущен корень. В слове есть приставка под-, суффикс -ник- и
нулевое окончание.
Но
что же это за слово? Непонятно.
Наверное, подсвечник. Или подснежник?
Впрочем, может быть и подоконник.
В корне заключается основное лексическое значение
слова.
Вот
три слова.
Подсвечник
Подснежник
Подоконник
В них совпадают все морфемы, кроме корня. Но в первом
слове корень -свеч- сразу же отсылает нас к свече. Во втором слове корень
-снеж- даёт понять, что перед нами что-то связанное со снегом. А подоконник –
что-то, что связано с окном.
У
слов разные корни. И получается, что основное значение – тоже разное.
От одного корня образуются разные слова.
Мы уже заметили, что у слова подснежник и
слова снег – корень одинаковый. Такой же корень будет в
словах снеговик, снежный, Снегурочка, снежок и так далее. Все
эти слова будут связаны со снегом, то есть, у них есть общее значение.
Такие слова называются однокоренными.
Но
постойте-ка. Разве перед нами не два корня? В одном случае у нас -снег-, а во
втором – -снеж-…
Но значение-то у корней одинаковое! Значит перед
нами варианты одного корня.
В корне -снег-/-снеж просто происходит чередование
согласных.
Корни, как и другие морфемы, могут иметь
варианты.
Мы уже поняли, что корень – это такая база,
на основе которой образуются однокоренные слова.
Вот, например, слово шум. Предположим, нам
хочется наделать из этого слова новых слов. Как мы будем действовать? Нам
придётся обратиться к суффиксам и приставкам.
Ведь именно суффиксы и приставки обычно
помогают образовывать слова.
Суффикс при этом стоит после корня. Или
после другого суффикса.
Если к корню -шум- прибавить суффикс –н-,
то получится прилагательное шумный.
Неудивительно. При помощи суффикса могут
образовываться не только слова одной части речи, но и слова
разных частей речи.
Сад – садик. Существительное образовалось от существительного при
помощи суффикса -ик-.
Строить – строитель. От глагола при помощи суффикса
-тель образовалось существительное.
Синий – синенький. При помощи суффикса -еньк- от
прилагательного образовалось прилагательное.
А вот приставка ставится перед
корнем.
К слову шумный мы можем прибавить
приставку бес- .У нас получится бесшумный. Это тоже
прилагательное.
При помощи приставок образуются только слова
одной части речи. Например:
Друг – недруг.
Кричать – закричать.
Школьный – дошкольный.
Но слова не только образуются друг от друга. Они еще
и изменяются.
Изменение
слов позволяет нам точнее обозначить то, что мы хотим сказать.
Если
бы мы не могли изменять слова, наши высказывания звучали бы как-то так:
Мальчик позвал мам.
Сосиск съел кошк.
И оставалось бы совершенно непонятным: мальчик позвал
маму? Или мальчики позвали маму? Или,
может, мальчика позвала мама? Или мальчиков было
несколько? И их позвали мамы?
То же самое и со вторым предложением. Сосиска съела кошку?
Как-то страшновато себе такое представлять. Может быть, кошка съела сосиску?
Уже лучше. Или кошка съела сосиски? Или и кошек
тоже было несколько?
Легко можно запутаться в бесконечных вариантах. А ведь
мы всего лишь отобрали у слов окончания.
Окончания указывают на изменение слов. Каким образом?
Окончание ставится в конце слова и выражает
грамматическое значение слова.
Вот
три слова из нашего предложения.
Мальчиков позвала мама.
И
у каждого окончания – своё значение. Окончание -ов указывает на форму
винительного падежа, мужского рода и множественного числа существительного.
Окончание -а в глаголе указывает на то, что он стоит в форме прошедшего
времени, женского рода и единственного числа.
В существительном мама окончание
указывает на форму именительного падежа, женского рода и единственного числа.
Вы заметили, что мы все время повторяем слово «форма»?
Дело в том, что окончания образуют формы слова.
Благодаря этому, окончания служат для связи
слов в словосочетаниях и предложениях.
Например, в нашем предложении подлежащее позвала и
сказуемое мама связаны при помощи общего окончания -а.
Раз окончания помогают словам изменяться, то и есть
они только в изменяемых словах.
В неизменяемых словах окончаний не бывает.
Давайте
вслушаемся вот в такую фразу:
− Сегодня я поеду из кина на метре в новом
пальте!
Звучит
нелепо, правда? Потому что эти слова не изменяются.
А значит, в словах кино, метро и пальто не
может быть окончаний. Мы их никогда не указываем.
О
неизменяемых словах обязательно нужно помнить.
Мы не можем выделить окончания в словах такси,
кенгуру, радио. Эти слова относятся к неизменяемым существительным.
Слова давно, справа, чтобы тоже не
имеют окончаний. Наречия и служебные слова – не изменяются.
Но раз так, значит, слова стол, рыб и стоял –
тоже не имеют окончаний?
А
вот и нет.
Но
ведь окончаний мы не видим, правда?
Действительно,
не видим. Но они есть во всех трёх словах.
Ведь у слов может быть нулевое окончание.
Оно сразу же получает звуковое выражение, если мы
изменяем слово: стола, рыба, стояли. Раз
слово можно изменить, то окончание у него есть всегда.
У
нулевого окончания даже есть значение.
В слове стол нулевое окончание
указывает на форму именительного падежа, мужского рода, единственного числа.
Не путайте нулевое окончание и отсутствие окончания!
Но
если окончание – такая важная вещь, то что случится со словом, если мы у него
окончание отберём?
Как
ни удивительно, ничего страшного. Ведь у слова останутся основные морфемы –
корень и суффиксы с приставками, если они есть.
Возьмём слово бесшумный и отберём у
него окончание. Мы отсекли то, что выражает грамматическое значение слова. Но у
нас осталась часть, которая выражает лексическое значение, смысл слова. Эта
часть называется основой слова.
Основа слова – это часть слова без окончания.
Окончания
никогда не входят в основу, какими бы они не были. Поэтому в неизменяемых
словах основа равняется слову.
Слова метро, вчера, чтобы –
неизменяемые. Основа у них равна слову.
Итак, к значимым частям слова – морфемам – относятся
корень, приставка, суффикс, окончание.
Часть слова без окончания считается основой. Окончание
в основу не входит.
Почему?
Ответ письменный, это д\з
Комментарии
Отправить комментарий